Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

Биология 8 класс, Тема: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

План-конспект урока

Дата Предмет «Биология»Класс 8 № урока 25

Тема урока: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Цель урока: ученики должны знать про Первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Обучающая: дать знания об оказании Первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Развивающая: развить память, мышление, речь

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к своему здоровью

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: словесный

Дидактическое обеспечение урока: презентация

Ход урока.

1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.

2. Этап проверки домашнего задания

1. функция скелета человека и животных (поддержка).

2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.

3. Часть ноги от колена до стопы.

4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.

5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.

6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.

7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.

8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

4. Этап изучения нового материала.

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить.

Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на турслете, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмахопорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы, 
ТРАВМА – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. Какие виды повреждений опорной системы бывают?Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей. ПЕРЕЛОМ -это повреждение костей.
 
Рис. 1. Перелом

На видео мы с вами посмотрим оказание помощи при переломах голениБывают Открытые и Закрытые.Могут быть простые\без смещения\, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.

 Осколочный перелом Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломковПерелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей. Чем вызваны переломы? 
Рис. 2. Частый случай – патологический перелом шейки бедра.

Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицыПрямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра. Как распознать перелом. Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнотаОказание первой помощи (рис.

3)•    обеспечить неподвижность, •    наложить шину, •    холод, 
Рис. 3. Оказание первой помощиРАСТЯЖЕНИЕ – это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы – боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц,
 
Рис. 4.

РастяжениеПервая помощь•    наложение тугой повязки, •    создать суставу покой, •    Холод, ВЫВИХ – это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений
 Рис. 5.Вывих

Виды вывихов: •    вывих плечевого сустава •    Вывих локтевого сустава•    Вывих голеностопного суставаНикоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность – это может привести к повреждению связок, Оказание первой помощи: •    покой суставу•    Мягкая давящая повязка•    Косыночная повязка•    Холод 

УШИБ – это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние, 

Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный, ПРИЧИНЫ: 1.

    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие. 2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков.

Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других, 3.    Принебрежение правилами техники безопасности, 

ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

5.Этап первичной проверки новых знаний.

1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).

2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).

3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).

Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы. О них нам расскажут агенты “Медицинских новостей”.

6.Этап информации о домашнем задании. Повторить параграф 25

7.Этап подведения итогов урока. Итак, мы с вами сегодня познакомились с оказанием первой медицинской помощи . У кого есть вопросы? Выставление оценок.

8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?

Понравился ли Вам урок?

Что именно понравилось, а что не понравилось?

Источник: //infourok.ru/biologiya-klass-tema-pervaya-pomosch-pri-rastyazhenii-svyazok-vivihah-sustavov-perelomah-kostey-772837.html

Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах

Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

Опорно-двигательная система человека подвержена нарушениям – травмам. Когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение.

При небольших повреждениях тканей, которые происходят без нарушения целостности кожи, образуются ушибы. При ушибах необходимо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

При лёгких ушибах возникают только небольшие кровоизлияния в ткани (синяки), при сильных могут пострадать внутренние органы – почки, печень и головной мозг.

Особенно опасен ушиб головы. Если человек потерял сознание, испытал приступ рвоты, то у него сотрясение мозга. В таком случае пострадавшего надо доставить в медицинское учреждение.

При совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть повреждения костей(переломы), повреждения суставов(вывихи) и повреждения связок(растяжения).

Кости соединяются между собой плотными тяжами из соединительной тканисвязками. При резких движениях в суставе возникает растяжение. Растяжение это повреждение связок. Чаще всего ему подвергаются связки голеностопного и коленного суставов.

При растяжении появляется сильная боль и припухлость, может даже развиться отёк, вокруг сустава образуется синяк.

При оказании первой помощи пострадавшему нужно туго забинтовать сустав и наложить холод. Затем необходимо обратиться в травмпункт.

При вывихе головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой. При этом происходит растяжение, а часто и разрыв связок. При вывихе изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность.

Вывих сопровождается сильной болью, особенно при попытке совершить движение в повреждённом суставе. Каждый должен знать, как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему человеку.

Никогда не пытайтесь самостоятельно вправить вывих. Так вы можете нанести пострадавшему ещё больший вред (повредить связки или причинить острую боль).

Нужно положить вывихнутую конечность так, чтобы отсутствовали болевые ощущения, и зафиксировать её с помощью повязки.

При сильной боли можно дать пострадавшему обезболивающие средства, к суставу приложить холод, например снег, лёд или холодную мокрую ткань.

При переломах происходит нарушение целостности костей. Они бывают закрытые и открытые. При закрытых переломах не происходит ранение тканей, проникающих к месту перелома. Такие переломы не сообщаются с внешней средой. Открытые переломы костей сопровождаются ранениями мягких тканей (повреждаются мышцы и кожа). Открытые переломы сообщаются с внешней средой.

Если у пострадавшего открытый перелом, то прежде всего нужно остановить кровотечение, обработать рану и наложить стерильную повязку, после чего доставить пострадавшего в больницу.

При закрытом переломе на место повреждения накладывается повязка с применением шин – приспособлений, обеспечивающих неподвижность суставов и мягких тканей. В качестве шин могут быть использованы куски доски или картона.

Наложение шины при переломах кости голени Шина должна захватывать два ближайших здоровых сустава.

Так, при переломе костей голени она должна захватывать стопу и часть бедра. Чтобы шина не давила на повреждённый участок тела, под неё подкладывают мягкую повязку. Затем шину нужно плотно прибинтовать, но без сдавливания, к повреждённой конечности.

Если у вас нет бинта, можно использовать платок или полотенце.

При отсутствии шин сломанную ногу прибинтовывают к другой ноге, а сломанную руку – к туловищу. При переломе костей верхней конечности руку необходимо согнуть в локте, наложить шину и зафиксировать руку косынкой.

При повреждении позвоночника больного кладут лицом вниз на твёрдую поверхность, например на лист фанеры или доску, и доставляют в больницу в лежачем положении. Сажать или переносить пострадавшего с подозрениями на перелом позвоночника нельзя, так как кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, что может привести к полной инвалидности.

При переломе костей грудной клетки, например рёбер или грудины, шину накладывать нельзя. Пострадавшему нужно задержать дыхание и во время выдоха наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но неглубоко и доставляют в травмпункт.

При переломах костей черепа пострадавшего укладывают на спину, немного приподняв голову, и создают максимальный покой. Голову нужно зафиксировать валиком из одежды или одеяла, чтобы она была неподвижной.

Класть под голову подушку нельзя. Лицо пострадавшего должно быть повёрнуто в сторону, на случай рвоты. Если есть рана, её обрабатывают и накладывают стерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.

Таким образом, при совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть переломы, вывихи и растяжения.

Первая помощь при травмах должна обеспечивать неподвижность травмированных конечностей, исключение инфекции и щадящую транспортировку больного. Уменьшение боли достигается воздействием холода.

Пострадавшего необходимо доставить в травмпункт, так как профессиональную помощь может оказать только врач.

Источник: //videouroki.net/video/13-piervaia-pomoshch-pri-ushibakh-rastiazhieniiakh-vyvikhakh-i-pierielomakh.html

Урок биологии

Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

Класс: 8

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелетачеловека, таблицы “Строение костей”, “Типысоединения костей”, электронное приложение кучебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшиешины, перевязочный материал, косынки.Раздаточные карточки (Приложение 1);презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверкаотсутствующих).

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболеераспространенные виды травмопорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся,проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке вполном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучалитему “Скелет”, рассмотрели его строение,свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелетголовы, скелет туловища, скелет верхних и нижнихконечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 – группа:

Задание 1: Выберите номера, подкоторыми обозначены кости скелета верхнихконечностей, расположите их в порядкеочередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, подкоторыми последовательно расположенысоставляющие образующие кость.

2 – группа:

Задание 1: Выберите номера, подкоторыми обозначены кости скелета нижнихконечностей, расположите их в порядке сверхувниз.

Задание 2: Выберите номера, подкоторыми последовательно расположенысоставляющие образующие сустав.

суставная головка…ера”.
лопатки30
тазовые костиписа…
запястьесемьдесят
предплюсна…писав…
надкостницасо
ключицаноября
бедротеля
компактное веществодня
плечоисполня…
большая берцовая костьТвена,
фаланги пальцев кистилет
лучевая костьсто
суставная впадинаСой…
надколенникМарка
локтевая кость…ется
суставная жидкостьТома
фаланги пальцев стопы“Приклю…
губчатое веществорождения
суставная сумка…чения
пястьепять
малая берцоваяна..
костный мозгамериканского
плюсна.… шего

Слайд №5

Правильные ответы

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

Задание №2: 6,9,19,23

2 группа:задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рожденияамериканского писателя Марка Твена, написавшего“Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок“Строение скелета”, вставить пропущенные буквыв слова, написанные на доске: пл…чевая кость, кр…стец,л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатаястопа, ам…ртизатор.

III. Изучение нового материала.Слайд№6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, чтокость – сложный живой орган, другой отрицал это.Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедреннойкости, оставив надкостницу. Через некотороевремя кость у петуха восстановилась. Чтодоказывает этот опыт?

Слайд № 7.

– Какие особенности человекасвязаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепабольше лицевого, большой палец противопоставленостальным, сводчатая стопа.

Слайд №8.

– Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболеераспространенные виды травмопорно-двигательного аппарата.

Слайд №9

. В различных житейских ситуацияхвнезапно происходят несчастные случаи. Именновнезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то какпоступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера,медицинскую сестру… А как помочь пострадавшемуво время прогулки, в походе, да просто на улице?Надежда только на себя и тех людей, которыеоказались поблизости.

Слайд №10,11,12

Проанализируйте ситуации.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути вшколу. Девчонки торопились, им нужно было зайтиперед уроками в библиотеку. Когда ониподнимались по школьной лестнице, навстречу имшли шумной толпой старшеклассники. Они даже незаметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. Отболи чуть не заплакала. Через некоторое времяНина сказала Наташе, что кисть руки опухает.Девчонки не знали, что делать.

Что бы вы сделали на месте девочек?(Предполагаемый ответ – вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большаяперемена, поэтому весь класс выбежал на школьныйдвор. Здесь каждый занимался своим делом.Мальчики разошлись в разные стороны, а девочкиувлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти средидевчонок. Ирина развеселилась и захотеланепременно победить. Когда она прыгнула, ее ногазацепилась за что-то, и Ира упала.

Ей было ужасностыдно перед одноклассниками за свою неловкость.Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка,прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга моглатолько утешить Иру. Они не знали, что делать.

(Предполагаемый ответ – растяжение связок )

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне.Этим летом она поехала туда с младшим братишкойПашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры.Однажды кто-то из ребят принес книгу проиндейцев. С этого дня девчонки и мальчишки многовремени проводили, лазая по деревьям. Они думали,что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки междувраждебными племенами, Пашка свалился с дерева.Но так как он был еще маленький индеец, боли невыдержал и заплакал. Да так громко, что сбежалисьвсе краснокожие. У Пашки сильно болело плечо.Никто из ребят не знал, что делать.

Толькомальчик, которого все называли Мудрая Голова,мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юлестало плохо, и она повела братика к бабушке наработу. “Я очень боялась, что с ним случилосьчто-нибудь серьезное.

Ему было ужасно больно, а яничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля…

(Предполагаемый ответ – перелом)

Слайд №13

Задача нашего урока рассмотреть и обсудитьразличные повреждения скелета, а также научитьсяоказывать первую доврачебную помощьпострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждениискелета.

Слайд № 14

. Определение видов поврежденияскелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесьперелом, вывих и растяжение связок

– Попробуйте охарактеризовать каждоеповреждение скелета

Слайд №15

– Чем сопровождается вывих сустава? Чтоощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказатьпострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний,обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиесявнимательно читают и записывают в тетради, чтотакое вывих)

Вывих – неловкое движение в суставе,сопровождающееся смещением костей. При вывихесуставная головка выходит из суставной впадины.Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок,что сопровождается сильной болью. Попыткавправить вывих без врача может повлечь за собойеще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том,чтобы прежде всего обеспечить полный покойсуставу. Руку следует подвесить на косынке илибинте, а на ногу наложить шину, используяподручные средства. Для уменьшения боли ктравмированному суставу следует приложитьпузырь со льдом или холодной водой. Затемпострадавшего необходимо доставить к врачу.

Слайд №16

– Какие симптомы наблюдаются при растяжениисвязок?

– Какую помощь необходимо оказатьпострадавшему?

Растяжения: В результате неловкихдвижений или ушибов могут повреждаться связки,соединяющие кости в суставе. Вокруг суставапоявляется отечность, иногда кровоизлияние,возникает сильная боль. Такое повреждениесустава называется – растяжением.

При оказании помощи к поврежденному местунужно приложить пузырь со льдом или смоченноехолодной водой полотенце. Охлаждение облегчаетболь, предупреждает развитие отека, уменьшаетобъем внутреннего кровоизлияния. При растяжениисвязок нужна и тугая фиксирующая повязка.Вытягивать, дергать или нагревать поврежденнуюконечность нельзя. После оказания первой помощинужно обратиться к врачу.

Слайд №17

– Что такое перелом? Каковысимптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, приранениях, сильных ушибах, падениях кости иногдаломаются. Чаще происходят переломы костейконечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижностьповрежденной части тела облегчит боль ипредупредит смещение обломков кости, которыемогут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шиннойповязкой. Специальные шины есть в лечебныхучреждениях и аптеках. На месте происшествия ихможно изготовить из досок, веток, картона. Чтобышина не давила на перелом, под нее подкладываютмягкую подстилку.

Шина должна находиться нетолько на поврежденном участке, но и на соседних.Так, при переломе костей предплечья шина должназаходить и на плечо, и на кисть. В этом случаечасти сломанной кости не смещаются. Шину плотноприбинтовывают к конечности широкими бинтами.

Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают ктуловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломаннойкости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы,кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистуюповязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. Приподозрении на перелом ребра пострадавшемупредлагают выдохнуть из легких как можно большевоздуха и после этого – дышать неглубоко. Притаком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложитьпострадавшего на твердую поверхность лицом внизи вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзяперевозить пострадавшего в сидячем положении,так как под тяжестью тела позвоночник можетсдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надоуложить на спину, голову слегка приподнять воизбежание внутричерепного кровоизлияния инемедленно вызвать врача.

Слад №18

. Схема: “Виды поврежденияскелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали какоказать первую помощь при растяжении связок,вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику спереломом костей предплечья, голени (подручныйматериал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, тоследующий слайд)

Слайд №20

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом ототкрытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказатьпострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд№21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизнине возникла ситуация “и вдруг…”

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

(Слайд №23)

Источники информации:

  1. //www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
  2. //pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. //www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр “Дрофа”.
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д.

    Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).

  7. Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
  8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
  9. Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны

10.04.2016

Источник: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659840/

Урок биологии для 8 класса «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

1. Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Предмет: биология

Класс: 8

2. Тип урока: форма организации (полного цикла) проектной деятельности (урок –проект)

3.Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-дают характеристику различным видам травм системы опоры и движения;

– определяют различия в повреждении суставов, костей и растяжении связок;

– определяют цели доврачебной помощи, показывают ее отличие от профессиональной врачебной помощи,

– оказывают доврачебную помощь.

Метапредметные результаты:

– осуществляют полный цикл проектной деятельности, осваивают основы проектной деятельности.

– разрабатывают групповые проекты мастер классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения» для обучающихся начальной школы.

Личностные результаты:

оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни для окружающих людей.

4.Краткое содержание урока:В опережающем домашнем задании восьмиклассники собирают информацию о различных видах травм системы опоры и движения (ушибах, вывихах, растяжениях, переломах).

Информация необходима для создания проектного продукта урока – мастер классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения», которые восьмиклассники разрабатывают на уроке и затем планируют провести для обучающихся начальной школы.

Номинация – «вид травмы» мастер класса выбирается путём жеребьёвки. Урок разделён на этапы, соответствующие этапам проектной деятельности.

5. Деятельностное содержание урока

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика по достижению метапредметной целиПриёмы (элементы конструктора)Средства Организационная формаРезультат этапа
ПодготовительныйОрганизует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по травматизмуАнализируют предложенные ситуации по подростковому травматизму. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информациюУчаствуют в интерактивном обсуждении собранной информацииЗадания «Проанализируйте ситуацию»(Приложение 1)Карточки с ситуациями,флипчарт, стикерыГруппы по 4 человекаАнализ важной известной и неизвестной информации по причинам и последствиям травм
ПроектировочныйПомогает при необходимости сформулировать проблему с помощью методологических подсказок- «скрытых вопросов»Изучают статистическую информацию, формулируют проблемуЗадание «Статистика»(приложение 2)Раздаточный материал со статистическими даннымиГруппы по 4 человекаСформулированная проблема
Организует обсуждение в группах, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования целиФормулируют цель проекта «Разработка мастер- классов «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения». Фиксация цели.Прием «Технология постановки SMART- целей»(Приложение 3)Сформулированная цель проекта
Предлагает разработать алгоритм действий при составлении мастер классаКонсультирует группы по планированиюАргументируют свой алгоритм деятельности (практическая работа) по достижению целиЗадания практической работы (Приложение №4)Сформированный план по разработке проекта и выполнению практической работы
РеализацияОрганизует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой группРазработка сценариев мастер- классов.Проектный продукт – мастер- классы «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения». (вывихи, ушибы, растяжения, переломы»
Участвует в обсуждении, консультирует по вопросам оказания пмп, при разработке памяткиПредставляют результаты исследований. Демонстрируют способы оказания первой медицинской помощи (пмп) при растяжениях, вывихах, ушибах, переломахЖгуты, бинты, шины, салфетки
Оценка и рефлексияОпределяет критерии оценки деятельности.Оценивают результаты выступающих с мастер- классом ( по критериям оценки)Задание «Экспертная карта мастер- классов» (Приложение 5)КлассОценка уровня реализации проектов

Приложение 1

Задание «Проанализируйте ситуацию»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.

Задание.

– проанализировать предложенную ситуацию, разделив её на составляющие:

3- что мы знаемXчто мы ходим узнать

– на листочках- стикерах белого цвета терминологично записать что известно восьмиклассникам о строении опорно- двигательной системы.

– на листочках- стикерах красного цвета записать вопросы, возникшие при анализе ситуаций, который их взволновали и ответ на который на предшествующих уроках они пока не получили.

В ходе интерактивного обсуждения в четверках вопросы группируются по содержанию. На доске/флипчарте можно нарисовать силуэт человека и заполнить его стикерами со всей известной и всей неизвестной информацией.

Учитель в конце подводит итоги и комментирует результат.

Ситуации:

Ситуация 1

На уроке физической культуры ученики отрабатывали прыжки в длину. Игорь не рассчитав разбег, неудачно упал на плечо и согнулся от резкой боли. Рука висела как «плеть», в области ключицы на коже возник кровоподтёк. От боли Игорь не мог вымолвить ни слова, только тихо стонал.

Ситуация 2

Ира, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку.

Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала.

Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Ситуация 3

Увлекшись игрой в салочки и ничего не видя вокруг, Саша и Антон сбили с ног двух пятиклассников, оказавшихся рядом. У одного из упавших мальчиков хрустнула рука, и он заплакал от резкой боли. Мальчики растерялись.

Ситуация 4.

На улице резко похолодало. По дороге в школу двое восьмиклассников Валера и Степан постоянно цеплялись друг за друга и пытались преодолеть гололёд, катаясь на подошвах обуви.

На одном из скользких участков Валера толкнул Степана, который рефлекторно вытянул руки вперед, чтобы сохранить равновесие и упал на бок, ударившись головой об лёд.

На голове Степана в месте падения образовалась большая шишка, возникло чувство головокружения, его подташнивало.

Приложение 2.

Задание «Статистика»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.

Задание.

– совместить частный случай предыдущей ситуации со статистическими данными и сформулировать проблему

Статистическая информация:

С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме.

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время:

– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

Приложение 3

Прием «Технология постановки SMART- целей»

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели

Правильно сформулированная цель должна быть:

Specific – конкретная

Measurable – измеримая

Achievable – достижимая

Relevant – согласованная с задачами

Time-Bound – определенная во времени.

Задание: сформулировать цель проекта, использую требования к цели.

Приложение 4

Практическая работа « Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Цель: Определить алгоритм действий при составлении мастер класса «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения».

Задание.

1.Оформить начало практической работы по выработанным правилам оформления практических работ. Самостоятельно сформулируйте цель практической работы и запишите её в тетрадь.

2. На основании информации опережающего домашнего задания и презентаций электронного пособия Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф” устно обсудить в группах и ответить на поставленные в слайдах презентации вопросы.

3. Составить краткий сценарий мастер класса «Оказание первой доврачебной помощи при травмах системы опоры и движения», оформить его в тетради,

4. Распределить роли и продемонстрировать результаты работы учителю и всему классу, полно ответить на вопросы других групп

Приложение 5

Задание «Экспертная карта мастер- классов»

Цель: сформировать компетентность в оценке проектного продукта

Задание: Оценить представляемый мастрер-класс, используя экспертную карту

Экспертная карта мастер- класса

Проектный продукт Требование Балл
Соответствие заявленным целям1. Проектный продукт не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования)0
2.Проектный продукт соответствует заявленным целям1
Использование информации опережающего домашнего задания3. Отсутствие домашней подготовки1
4. Использование подготовленной дома информации2
Практическая значимость продукта5.Проектный продукт имеет практическую значимость1
6. Проектный продукт имеет практическую значимость, может быть использован неоднократно2
7. Проектный продукт имеет высокую практическую значимость, может быть использован неоднократно, в разных сферах применения3
Характеристика выступленияТребование Балл
8.Постоянно обращаются к записям при демонстрации мастер- класса1
9.Авторы свободно показывают мастер- класс, обращается к записям изредка2
Речь10. Последовательность и логичность нарушаются
1
11.Изложение последовательно и логично1
10.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие, дикция.1
Ответы на вопросы11.Неразвёрнутый неаргументированный ответ1
12. Развёрнутый аргументированный ответ2
Регламент13.Выступление в рамках регламента1

17- 20 баллов – оценка «5», 14-16 баллов – оценка «4», 11-13 баллов- оценка «3».

Источник: //xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pervaya_pomosh_pri_rastyazhenii_svyazok_vivihah_sustav_191353.html

Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. урок. Биология 8 Класс

Первая помощь при вывихе сустава 8 класс

В ходе этого урока мы ознакомимся с травмами опорно-двигательной системы. А также узнаем, каким образом необходимо оказывать первую помощь при подобных травмах, что, безусловно, может пригодиться в жизни.

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Кость – очень прочный материал. Однако при падении, при ударе она все-таки может повредиться, сломаться. Это связано с тем, что действие внешней силы, направленное на кость, не совпадает с направлением костных пластин, которые и обеспечивают кости прочность. Нарушение целостности кости называют костным переломом. Переломы бывают открытыми и закрытыми (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Строение суставов также приспособлено для выполняемых ими функций, однако при неловких движениях или при падении целостность сустава может нарушиться. Кости могут сместиться. Такая травма носит название «вывих».

Сустав удерживается связками, и, к сожалению, эти связки тоже могут быть травмированы. Происходит это чаще всего при каком-то неудобном положении конечностей. Травмы связок носят название «растяжение связок».

К счастью, кости обладают невероятной способностью к срастанию. Рассмотрим этапы срастания костей (см. Рис. 2, 3, 4, 5).

В момент перелома возникает воспаление и кровоизлияние, которое быстро останавливается, и уже через несколько часов образуется сгусток крови (тромб). Это защищает зону перелома в самом начале.

Все клетки, которые находятся в сгустке крови, отмирают, за исключением клеток соединительной ткани, которые тут же начинают делиться.

Рис. 2.

Через несколько дней клетки надкостницы сломанной кости преобразуются в хрящевые клетки, а далее в хрящ.

Рис. 3.

Так же развиваются кровеносные сосуды и остеобласты, которые постепенно откладывают мягкий, еще не окостеневший костный матрикс, который через некоторое время костенеет и образует так называемую костную мозоль.

Костная мозоль продолжает костенеть до тех пор, пока не приобретает структуру кости. Одновременно структура кости постепенно регенерирует.

Перелом уже сросся, хотя мозоль еще не минерализировалась и состоит из губчатой ткани.

Рис. 4.

Заключительный этап срастания кости наступает через некоторое время после снятия гипса. Остеокласты разрушают всю губчатую ткань после мозоли, и остеобласты занимают это пространство, образуя компактную костную ткань. Припухлость, которую образует костная мозоль, постепенно уменьшается в размере, и кость приобретает первоначальную форму.

Рис. 5.

В первую очередь нужно определить тип повреждения, исходя из анализа симптомов и механизмов травмы.

Второе – нужно организовать доврачебную помощь, исходя из типа повреждений.

Перелом характеризуется резкой болью и припухлостью в области травмы. Невозможностью движений. Нарушением формы и длины конечности, ее искривлением.

Вывих – пострадавший ощущает резкую боль, изменение формы сустава и невозможность движения в суставе сразу после травмы.

Растяжение связок – резкая боль, быстрорастущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и мелких кровоизлияний.

Доврачебная помощь

Во-первых, необходимо остановить кровотечение, если оно возникло.

Во-вторых, следует уменьшить боль. Для этого необходимо обездвижить поврежденную конечность. Сделать это можно как с помощью специальной повязки, так и с помощью накладывания шины.

В-третьих, нужно сразу же обратиться к врачу, и если это будет необходимо, транспортировать больного в травмпункт.

Запомните: лечение повреждения опорно-двигательной системы – это дело специалистов, которые вооружены необходимыми знаниями и материалами. Мы должны лишь помочь больному в первую минуту, оказав ему доврачебную помощь.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Pervayapomosh.com (Источник).

2. Pervayapomosh.com (Источник).

3. Polismed.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 79, задания и вопрос 1, 4.

2. В чем отличия открытого и закрытого перелома?

3. Перечислите признаки растяжения связок.

4. Подготовьте небольшое сообщение о первой помощи при различных травмах конечностей.

Источник: //interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/pervaya-pomosch-pri-travmah-rastyazheniyah-svyazok-vyvihah-sustavov-perelomah-kostey

О костях
Добавить комментарий