Правильная осанка и ее значение в жизни человека

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Беловский дом детского творчества»

Методическая разработка

«Значение осанки в жизни человека»

Разработала методист

Коханова Елена Николаевна

2013 г.

«Значение осанки в жизни человека»

Цель: расширить представления детей о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Рассказать обучающимся о значении осанки в жизни человека.

  2. Формировать у обучающихся знания о правильной осанке и умения выполнять комплекс специальных упражнений для ее профилактики.

  3. Развивать умения применять полученные знания в своей жизни.

Оборудование:

  1. Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.

  2. Компьютер, интерактивная доска.

  3. Презентация.

Ход классного часа.

Здоровье – наибольшая драгоценность из всего, чем мы обладаем. Многие люди думают, что сколачивание капитала, покупка дома, машины, известность является наиболее ценным в жизни. Однако все эти богатства обесцениваются, как только мы заболеваем. Мы ничему не рады когда плохо себя чувствуем.

Сегодня мы поговорим о значении правильной осанки в жизнедеятельности человека. СЛАЙД № 1

Есть такая поговорка: «Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник». СЛАЙД № 2

Давайте выясним, что такое осанка? (работа со словарями) СЛАЙД № 3

Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? (Ответы детей)

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Рассмотрим признаки правильной осанки. СЛАЙД № 4

  • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи – на одном уровне;
  • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
  • если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)

Какие профессии человека невозможны без красивой осанки? СЛАЙД № 5

А теперь посмотрим, как выглядит человек с неправильной осанкой. СЛАЙД № 6

Почему искривляется позвоночник у детей? (Ответы детей)

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!».

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. СЛАЙД № 7

НО НАРУШЕНИЕ МОЖЕТ ПРОЙЗОЙТИ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ!!

Основные причины, которые приводят к нарушениям осанки – это перенесенные болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическим упражнениям в школе и семье, несоответствие рабочего места (высоты парты, стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка не правильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда и обувь, слабое зрение и.т.д.

Рассмотрим разновидности нарушения осанки: СЛАЙД № 8

Круглая спина: При длительном нахождении грудного отдела позвоночника в данном положении возможно образование излишних костных образований, в частности горба.

Принудительное сдавливание костями легких при этом также не совсем благоприятный фактор жизнедеятельности организма. Уменьшается вентиляция легких, что приводит к застойным явлениям в них. Человек чаще подвержен респираторным (кашель, насморк) заболеваниям.

При таком положении грудного отдела позвоночника могут возникать болезни сердца, бронхит, астма, изменения давления.

Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.

Седлообразная( кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.

Также неадекватным нагрузкам подвергается спинной мозг, расположенный внутри позвоночного столба.

В результате отмечаются расстройства нервной системы, двигательного аппарата, головные боли, снижение аппетита, ухудшение деятельности органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.

СЛАЙД № 9

Думаю, каждый нашел тот недостаток в осанке, который присущ именно ему.

Хорошо, если этих недостатков не много. Только физкультура поможет исправить.

Источник: //infourok.ru/znachenie-osanki-v-zhizni-cheloveka-2199839.html

Значение осанки в жизни человека

Правильная осанка и ее значение в жизни человека

Методическая разработка для внеклассных мероприятиях.

Тема: «Значение осанки в жизни человека».

Ивонина Гюльнара Фазиль кызы,  учитель физической культуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская сош Урюпинского района Волгоградской области.

Описание работы: методическая разработка может быть применена на внеклассных мероприятиях.

Цель: Привлечь внимание учащихся к проблеме нарушении осанки.

Задачи:

  • Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека.
  • Показать упражнения для исправления осанки в школе и дома.
  • Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки .

Форма проведения:информационно – соревновательная между 1 и 2 командами.

Оборудование: Мешочки с песком, трубочки, гимнастический коврик, доска для шашек.

Ход мероприятия:

Ведущий. Сегодня мы поговорим, о значении осанки в жизни человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, походка лёгкая.

Если с детства приучить себя держать прямо спину, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице.

За каждый правильный ответ, команда получает звездочку.

1) Обсуждение с учащимися значение слово «осанка».

2) А что такое правильная осанка? Чем она характеризуется?

3) Что даёт человеку правильная осанка?

4) Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

5) Какими частями тела касается человек с правильной осанкой?

(перечислить части тела).

6) Можно ли самому человеку формировать свою осанку?

1) Конкурс разминка. Собери слово «ОСАНКА» и рисунок «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА».

Упражнение «На посту».

Наверняка, вы наблюдали, как несут своё дежурство солдаты у Вечного огня. Давайте попробуем постоять несколько секунд так, как стоят на своём посту они. Положим предмет на голове (шашка), следим за осанкой. Повторяем 6-8 раз.

2) Конкурс «Знание правил по поддержанию правильной осанки».

Даётся 5 предложений на отдельных листочках. Надо выбрать предложения, касающиеся правил для поддержания правильной осанки.

1) Выполнять упражнения по укреплению туловища.

2) Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3) Спать на жесткой пастели с невысокой подушкой.

4) Расстояние от глаз до стола должно быть 10 см (ответ 30 см).

5) Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 50 градусов (ответ 30 градусов).

6) Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3) Игра «Поддавки». На голове у участников по одному предмету (мешочек с песком). На стуле шашечная доска с шашками. Учащиеся по команде «Марш!» подходят по очереди и двигают шашкой. Возвращаются на свои места и передают следующему. Следят за тем, чтобы мешочек не упал и была правильная осанка. Выиграет то звено, у кого на поле не останется шашки.

Подведение итогов «Значение осанки в жизни человека».

Памятка. Правила для поддержания правильной осанки.

Выполнять упражнения по укреплению туловища. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться. Спать на жесткой пастели с невысокой подушкой.

Расстояние от глаз до стола должно быть 10 см (ответ30 см). Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 50 градусов (ответ 30 градусов).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Приложение №8 Слайд №23-45 Физические упражнения.

Упражнения с гимнастической палкой:

-лёжа на животе, палка впереди;

-лёжа на животе, палка на спине;

-лёжа на животе, палка внизу за спиной.

Упражнения на расслабление:

-наклон вперёд;

-стойка на лопатках.

Упражнения с мячом:

-упражнения с мячом – наклон вперед;

-стойка на лопатках, мяч между стопами;

-касание мячом пола за головой.

Упражнения на гибкость:

«лодочка»;

-стопами ног коснуться затылка;

-«полушпагат»;

-«шпагат» лёжа на животе;

-«шпагат»;

-«мостик».

Силовые упражнения:

-кувырок через спину партнёра;

-приземления на стопы;

-стойка на руках;

-«колесо».

Дыхательные упражнен

Памятка для учащихся.

Физические упражнения для укрепления осанки.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз 5- 6 раз. ( см.рисунок 1).

И. п. – то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через сторо­ни руки вниз З – 4 раза. (см.рисунок 2 ).

И. п. – стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку Следить за сохранением правильной осанки. 4- 6 раз. ( см.рисунок 3).

И. п. – стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперед. Наклон впра­во и влево ( см.рисунок 4).

И. п. – лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»), не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать 8—10 раз. ( см.рисунок 5).

И. п.-лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе — опускались З—4 раза. (см.рисунок 6 ).

И. п. – лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положе­нии, считая

до 5-10. По 3- 4 раза. (см.рисунок 7 ).

И. п. -лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочеред­ное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положений, считая до 3-5.

По 4-6 раз каждой ногой. (см.рисунок 8 ).

И. п. – лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным випрямлением рук в стороны -вдох; вернуться в и. п. – видох. По З- 4 раза (см.рисунок 9 ).

10.И.п. -лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой (см.рисунок10).

Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе -20- 30с 11.И. п. -лежа на животе, руки в сторони ладонями вниз.

Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы 3-4 раза (см.рисунок 11 ). И. п. – лежа на спине, руки согнуты в локтях.

Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти – «мост». 2-3 раза в медленном темпе (см.рисунок 12 ).

13. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз 4-5 раз(см.рисунок 13).

14. И.п.-стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 с. То же другой рукой и ногой З-4 раза в медленном темпе (см.рисунок14). 15.И. п. – стоя, ноги на ширине плеч.

Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через сто­роны руки вниз 4-5 раз в медленном темпе(см.рисунок15). 16.И. п. -основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой.

Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой . 6-8 раз в медленном темпе (см.рисунок 16). 17.И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться.

То же в другую сторону .По 2-3 раза в каждую сто­рону в медленном темпе (см.рисунок 17 ).При выполнении упражнений надо правильно дыша­ли, не задерживая дыхание.

Список литературы:

1.Попов С.П. Лечебная физическая культура. – М.: «Физкультура и спорт», 1990 г.

2.Шияна. Б.М. Теория и методика физического воспитания.- М.:«Просвещение» 2000 г.

3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки Здоровья. -М.: « Вако»,2004 г.

4. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. – Новокузнецк, 1998 г.

5. Левит К.,Захсе Й.,ЯндаВ. Мануальная медицина. -М.: Медицина, 1993 г.

Источник: //xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/znachenie_osanki_v_zhizne_cheloveka_100155.html

Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно ее формировать? Выполните несколько упражнений на формирование правильной осанки

Правильная осанка и ее значение в жизни человека

Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя, при ходьбе. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

Необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими. Правильная осанка не имеет ничего общего с напряженной стойкой «смирно», которую принимают солдаты, приветствуя свое командование.

Стоять надо прямо, но спокойно, слегка напрягая мышцы живота, подтянув живот немного вверх и внутрь.

Неправильная осанка – это серьезная проблема, которая может стать причиной многих болезней: нарушается положение внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции, у людей с плохой осанкой мышцы живота ослаблены и плохо выполняют свою функцию, т.е.

они плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения), возникают боли в пояснице, обнаруживается ранний остеохондроз, ослабевает опорно-двигательный аппарат и мышцы, связки становятся неэластичные, снижаются амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника, что в свою очередь повышает процент получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела).

Нарушение осанки

Кифоз лордоз сколиоз

(сутулость, горбатость) (живот вперед) (боковое искривление)

Как проверить, правильная у вас осанка или нет? Надо встать к стене и прислониться к ней 4 точками: затылком, лопатками, ягодицами и пятками и сделать шаг вперед. Проконтролировать правильность удержания осанки.

причина нарушения осанки – это слабые мышцы спины Хорошим средством для профилактики нарушений осанки являются общеразвивающие и специальные упражнения. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник.

Детям с нарушением осанки следует спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) необходимо лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник.

Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.

Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1—3 мин.

Упражнения

Особое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения, которые выпрямляют позвоночник, расширяют грудную клетку, сближают лопатки и укрепляют мускулатуру спины, живота.

Исходное положение – руки на поясе, ноги на ширине плеч. Резко поднимите плечи, затем медленно опустите их. Повторите 6-8 раз.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной. Медленно потянитесь вперед, максимально выгибая позвоночник и отводя сцепленные в замке руки назад. Затем вернитесь в исходное положение. Повторите 6-8 раз.

Встать, держа кисти рук на затылке. Наклонить голову вперед, после чего медленно отвести ее назад, оказывая при этом несильное сопротивление руками. Выполнить 14 раз.

Встать спиной к стене. Поднимать ноги поочередно, сгибая тазобедренные и коленные суставы, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз.

Лягте на пол на живот, руки согните в локтях, положите одну ладонь на другую и упритесь в них лбом. Носки нужно вытянуть, а пятки соединить вместе. Приподнять верхнюю часть туловища, одновременно разводя руки в сторону. Задержитесь в таком положении на пару секунд и вернитесь в исходное положение. Повторить 5-8 раз.

Сесть на пол, опершись руками сзади. Приподняв таз, отвести голову назад, прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 10 раз.

Приседания с прямой спиной

Очень полезны упражнения на равновесие – ходьба с различными предметами на голове: мешочек с песком, книга.

Билет № 3:

Требования безопасности перед занятиями по гимнастике.

Перед началом занятий по гимнастике необходимо:

надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой;

проверить надежность крепления перекладины, опор гимнастического «козла» и «коня», закрепление стопорных винтов брусьев;

В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

В чем заключаются особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для высокопроизводительного труда. Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными ее средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки, метание), а также различные подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах и т. п.

Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями (выполнить практически: наложить повязку на голову или голеностопный сустав либо наложить шину на руку).

Билет № 4:

Требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.

В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

не производить метание без разрешения учителя;

не оставлять без присмотра снаряды для метания;

не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);

не находиться в зоне броска;

не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

не подавать друг другу снаряд для метания броском;

запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость.

В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе – на 9–10, 12–13, 14–15 лет, а в быстроте на 9–10, 11–15 лет.

Чтобы судить о различиях между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами.

Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов – динамометров.

Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т.д.

Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки.

Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения.

Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся.

Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.



Источник: //infopedia.su/10x9325.html

Правильная осанка и ее значение для здоровья

Правильная осанка и ее значение в жизни человека

Наиболее часто ухудшение здоровья наступает из-за несоблюдения правильной осанки и нарушения пропорций тела. Чтобы понять всю важность этих основополагающих условий крепкого здоровья, поговорим о них подробно.

Осанка – это способность человека без особого напряжения удерживать свое тело,  сохраняя привычную позу в различных положениях: сидя, стоя, во время ходьбы, игр, спорта и т.д.

Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

В медицине выделяются следующие типы осанки:

  • Нормальная. Ее главные характеристики – симметричное расположение по отношению позвоночного столба. Допускается наличие нормальной физиологической кривизны.
  • Выпрямленная. Отличительные особенности – прямой позвоночный столб с плохо выраженными рельефами.
  • Сутуловатая. Шейный лордоз и грудной кифоз увеличиваются. Голова при этом выдвигается вперед.
  • Лордотическая. Область поясницы позвоночного столба резко изогнута, живот выпячивается вперед.
  • Кифотическая. Характеризуется увеличенным грудным кифозом.

Отклонения от нормальной осанки называют нарушением или дефектами осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

В редких случаях осанка нарушается из-за патологий в опорно-двигательном аппарате. К ним относятся травмы, полученные при родах, рахит, аномальное развитие позвоночного столба. По статистике, около 95 % случаев искривления позвоночника считаются приобретенными. Осанка портится вследствие влияния разнообразных факторов:

1) Неблагоприятные условия и социально-гигиенические факторы

2) Неправильное физическое воспитание

3) Снижение чувствительности рецепторов, отвечающих за вертикальное положение позвоночного столба

4) Недостаточное укрепление мышечного корсета

5) Одежда не по размеру

6) Болезни внутренних органов

7) Нарушение слуха или ухудшение зрения

8) Слабая освещенность рабочего стола ребенка, выбор мебели, неподходящей для владельца по размерам

Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических особенностей. До начала полового созревания особенно выражен поясничный лордоз.

Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, которое происходит у девушек в возрасте 11 – 12 лет, а у мальчиков 12 – 13 лет.

Именно в этот период необходимо быть особенно внимательным к ребенку, следить за осанкой. Зачастую болезнь проявляется и в 7 – 12 лет, хотя все чаще стали проявления в возрасте 4-6 лет, а иногда даже в 2 – 3 года.

Осанка формируется в процессе роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. В формировании осанки большую роль играет не только сила мышц, но и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги и гармоничная работа всех мышц.

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма.

Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей; нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, уменьшает характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения; вызывают гипертрофию миокарда правой половины сердца и еще много других отклонений и заболеваний.

Осанка играет в жизни человека эстетическое и функциональное значение. Эстетическая функция заключается в создании красоты и гармоничных движений. Люди с правильной осанкой двигаются хорошо, свободно, непринужденно.

А те, кто имеет нарушение осанки, передвигается тяжело, неуклюже с координацией движений рук и ног. Из-за неправильной осанки нарушается работа нервной системы, поскольку в межпозвоночных отверстиях проходят многочисленные нервы, которые регулируют работу отдельных органов и организма в целом.

Неправильная осанка и болезни, сопровождающие ее, могут вызвать у детей психические расстройства.

Итак, осанка – это рефлекс, для образования которого необходима специальная работа, обучающая приобретению правильной осанки при любых обстоятельствах.

При этом ученики должны знать, каково значение правильной осанки, какие существуют отклонения от правильной осанки и как приобретать правильное положение тела.

Демонстрируя то или иное упражнение, учитель должен наглядно убедить детей, в чем заключается преимущество правильной осанки, конкретно в ее эстетичности и целесообразности.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ребенка, которая должно проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом формы и степени заболевания ребенка.

Задачей двигательных игр (что представляется собой одну из форм лечебной физической культуры) является общее укрепление позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры, причем выбор игр производится с учетом общего состояния ребенка, его физической подготовленности.

При использовании в играх корректирующих упражнений необходимо, прежде всего, брать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки, не навредить его организму. Так же можно рекомендовать игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей и живота.

Исправить осанку можно с помощью комплексных мероприятий, включающих массаж, ношение корсетов, иглоукалывание и мануальную терапию. Если соблюдать все рекомендации врача, то можно добиться положительных результатов.

Упражнения в комплексе:

  1. Вытягивание шеи. Исходное положение – сидя на стуле. Спина прямая, ступни стоят на полу. Нужно вытянуть подбородок вперед, не изменяя положение подбородка. Сделайте несколько повторений.
  2. Подъем груди. При выполнении простых движений хорошо укрепляется трапециевидная мышца снизу. Исходное положение – сесть на стул и расслабить мышцы. Потянитесь по направлению к потолку. Слегка опустив лопатки, постарайтесь их свести.
  3. Для мышц лопаток. Исходное положение– сидя на стуле, положите руки себе на бедра. Примите удобное положение тела и начинайте опускать плечи. Нужно стремиться лопатки подвести друг к другу как можно ближе.
  4. Втягивание живота. Исходное положение – стоя. Втягивайте живот, делая вдох. При выдохе расслабьтесь. Количество повторений упражнения неограниченно.

Лечение сколиоза складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии.

Сохранению достигнутой коррекции с их помощью можно способствовать лишь косвенно, за счет формирования нового статико-динамического стереотипа, адаптированного к изменениям, которые вносятся в форму позвоночника.

Однако основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригирующем положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мерами, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна.

Под коррекцией следует понимать комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий (режим дня, закаливание, гигиена мебели, питания, общеразвивающие упражнения, ортопедические мероприятия и т.п.

), которые применяются для полного или частичного устранения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Различают общую и специальную, активную и пассивную, морфологическую и функциональную виды коррекции.

Общая коррекция включает в себя комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, которые влияют на формирование опорно-двигательного аппарата и его общее развитие. Это oбщepaзвивaющие упражнения, игры, закаливание, режим труда и отдыха, рациональное питание и прочее.

Специальная коррекция предусматривает применение корректирующих упражнений для исправления морфологических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Под морфологической коррекцией понимают исправление позвоночника, угла наклона таза, асимметрии плечевого пояса, лопаток.

Физиологическая коррекция предполагает использование физических упражнений, направленных на нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. м активной коррекции является сознательное и целенаправленное использование специальных корригирующих упражнений в сочетании с оздоровительными средствами физической культуры.

Пассивная коррекция – это ряд специальных воздействий, которые происходят без активного участия ребенка (пассивные движения, массаж, корсеты, супинаторы). Комплексное использование мер коррекции является условием рациональной организации работы по ликвидации нарушений осанки у детей.

Лечебная физическая культура (ЛФК) является ведущим средством консервативного лечения сколиоза.

Физические упражнения влияют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища; позволяют добиться корректирующего воздействия на реформацию, улучшить осанку и функцию внешнего дыхания; дают общеукрепляющий эффект.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж и элементы спорта.

Комплекс упражнений при нарушении осанки:

  1. И.п. – положение стоя, руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (по 3 раза в каждом направлении).
  2. И.п. – положение стоя, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  4. И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).
  5. И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.
  6. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.
  7. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ногой.
  8. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  11. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой рукой и ногой (6–8 раз).
  12. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  13. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, в которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений на координацию и равновесие.

Список литературы:

  1. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия (1991).
  2. Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1983.
  3. Левит К., Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина (1993).
  4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Новокузнецк, 1998.
  5. Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.
  6. Кошелева Л.П. Правильная осанка – залог здоровья человека //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований– № 12.2. (2014).
  7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д. Ловейко. Москва, Просвещение, 1970.
  8. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.
  9. Танкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. Москва, Просвещение, 1981.

Источник: //sibac.info/journal/student/61/140165

Значение в жизни человека правильной осанки

Правильная осанка и ее значение в жизни человека

Правильная осанка – это не только красивая спина и лёгкая походка. Это ещё и здоровье позвоночника, и всех внутренних органов, поэтому переоценить значение правильной осанки невозможно.

Однако мало кто знает, что ровная осанка не врождённая. Она вырабатывается в процессе жизни человека и на неё одновременно влияет сразу несколько факторов. Так что же влияет на её формирование?

  1. Состояние мускулатуры спины.
  2. Наличие и характер ежедневных нагрузок на область спины.
  3. Состояние кровоснабжения позвоночника.
  4. Качество питания.
  5. Правильность походки.
  6. Выбранная постель — желательно, чтобы это были ортопедический матрас и ортопедическая подушка.

Однако это вовсе не всё, что сказывается на состоянии осанки. Здесь очень важны пол и вес, а также пропорции организма и положение органов.

Так, например, при небольшом росте скелетная мускулатура практически не развита, а при высоком, наоборот, она сильно растягивается. Это же касается и избыточной массы.

Лишние килограммы часто снижают двигательные и силовые возможности, что приводит к значительным нарушениям позвоночника.

Тест на определение

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека переоценить невозможно. Чтобы оценить состояние позвоночника, достаточно пройти 4 простейших теста.

В первом случае необходимо вплотную встать к стене и оценить промежуток между стеной и позвоночником. Если в пространство, которое образуется между спиной и стеной, не проходит рука, то осанка считается идеальной.

Во втором тесте необходимо оценить, находятся ли на одной прямой горизонтальной линии козелки ушей, плечевой пояс, тазобедренный сустав, колени и голеностопы. При любом отклонении есть основания полагать, что имеются нарушения.

Для того, чтобы определить, правильно расположена ось позвоночника или нет, небольшой грузик привязывается к верёвке, после чего верёвка становится эталоном для измерения этого показателя.

И, наконец, при выраженной степени сколиоза в организме могут наблюдаться изменения, которые довольно просто рассмотреть. Например, это может быть выпячивание или западение грудной клетки, смещение углов лопаток и неправильное расположение пупка относительно центра живота.

Все эти тесты следует проводить каждый год, и делать это лучше всего в кабинете ортопеда. Только опытный врач сможет оценить, не появились ли в процессе жизни у человека те или иные отклонения от нормы и что необходимо предпринять, чтобы избежать дальнейшего развития или появления осложнений.

Физкультура

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки сегодня огромно, особенно если человек постоянно проводит много времени в положении сидя и имеет малоподвижную работу.

Очень полезно выполнять такое упражнение, как пружина. Для этого всего лишь нужно представить, что с потолка спускается пружина, которая тянет тело человека вверх.

Это упражнение поможет держать спину росно.

Не менее важно следить за осанкой и при ходьбе. Вес на ноги следует распределять правильно, плечи следует выпрямить, спину держать прямой, а грудную клетку развёрнутой. А при уже имеющемся искривлении необходимо прислониться к стене и зафиксировать правильное положение тела, которое использовалось в первом тесте. В таком положении надо оставаться не менее 5 минут.

Значение правильной осанки особенно важно для детей. Неправильное положение тела очень быстро приводит к тому, что позвоночник искривляется, кроме того, страдает и грудная клетка, и конечности, особенно ноги. Причём сколиоз и плоскостопие – это уже крайнее проявление неправильной осанки.

Не стоит думать, что осанка – это наследственный фактор.

Нет, она вырабатывается на протяжении жизни человека, поэтому, если ребёнок дошкольного или школьного возраста будет с самого начала неправильно сидеть за столом, неправильно стоять или ходить, то его осанка, а значит и походка, и работа внутренних органов будут сильно нарушены.

Хорошая осанка – это показатель здоровья, и не только физического, но и психологического. К тому же, это хороший способ профилактики и лечения всевозможных болезней не только позвоночника, но и многих внутренних органов. И, конечно, это один из важнейших факторов, который потом будет влиять на развитие карьеры человека.

К тому же, этот показатель здоровья человека сегодня изучает не только медицина, но и некоторые другие науки, например, физическая культура, физиология, биомеханика, школьное образование, военное дело.

Источник: //vashaspina.ru/znachenie-v-zhizni-cheloveka-pravilnoj-osanki/

О костях
Добавить комментарий